Долговой кризис в Европе и проблемы американской экономики вынуждают компании откладывать размещение акций на биржах. Аналитики Boston Consulting Group (BCG), однако, считают, что в выигрыше останется тот, кто, невзирая на высокую волатильность на мировых рынках, начнет подготовку к IPO уже сейчас и первым «выстрелит», когда кризис останется позади.
Согласно данным BCG, число IPO на мировых площадках на данный момент далеко от докризисного пика в 2,4 тыс. в год. На конец мая из-за высокой волатильности на рынках рискнули провести листинг [листинг] менее 800 компаний.
Наиболее удручающе выглядит картина в Европе, пораженной долговым кризисом. Так, в 2007 году на трех ведущих площадках — Лондонской фондовой бирже, Euronext и Deutsche Boerse — было проведено 283 IPO на общую сумму более чем 35 млрд евро [евро] . А на конец мая текущего года на трех биржах-лидерах разместились всего 22 компании на сумму 9,2 млрд евро. При этом в третьем квартале компании продолжали откладывать IPO. Как рассказал РБК daily аналитик BCG Йенс Кенгельбах, надеяться на оживление рынка в четвертом квартале не приходится: до конца года число выходов на площадки Старого Света будет практически нулевым.
Единственная надежда на Азию. На фоне роста местной экономики Гонконгская фондовая биржа [биржа] в 2009 году стала мировым лидером по IPO и закрепила свои позиции в 2010 году, разместив акции 114 компаний на сумму 58 млрд долл. Этих показателей биржа добилась благодаря двойным листингам: некоторые компании (например, швейцарский трейдер Glencore в мае этого года) разместили акции на одной из западных бирж и в Гонконге. Впрочем, как считают аналитики BCG, подобные двойные размещения имеют мало смысла, поскольку не приводят ни к значительному увеличению ликвидности, ни к заметному росту стоимости компаний, ни к активному интересу азиатских инвесторов. Тем не менее, по словам г-на Кенгельбаха, Гонконг останется лидером по IPO, а номером два скоро может стать Шанхайская фондовая биржа.
В целом же, как считают аналитики BCG, компаниям не стоит откладывать подготовку IPO до появления благоприятных условий (то есть низкой волатильности на рынках и высокой стоимости). Чтобы успешно выйти на фондовый рынок, надо потратить около года на разработку стратегии, обучение персонала. Поэтому те компании, кто начнет готовиться к IPO уже сейчас, невзирая на сложные рыночные условия, могут весьма удачно разместиться, как только кризис пойдет на спад.